Рекруты: что делали русские солдаты после 20 лет службы



В российской армии долгое время солдат мог получить отставку только в том случае, если становился совершенно непригодным к службе — в результате ранения, инвалидности или болезни. Только в 1793 году указом императрицы Екатерины Великой была установлена срочная служба в 25 лет, после которой солдата ждала отставка. Следующие сто лет срок службы постепенно снижался: например, при Николае I уже после 20 лет солдата отправляли в бессрочный отпуск.

Поэтому, начиная с 1830-х, в России появилась новые категории военного сословия — отпускной солдат и отставной солдат. Длилось это вплоть до 1874 года, когда служить стали всего шесть лет, и после службы в армии солдаты возвращались в прежнее сословие — то есть становились ремесленникам и крестьянами.

Солдаты — особое сословие
«Но в течение всего XIX века военное сословие в России являлось феноменом, особой группой населения», — об этом пишет в своей статье «Семейная жизнь отставных и отпускных солдат в русской армии в XVIII веке» автор Ю. В. Щербинина. Эта группа начала свое формирование в начале XVIII века; в нее входили регулярные войска, казаки с семьями, все бессрочные отпускные солдаты и отставники, а так же — их семьи. По закону призывавшийся в армию рекрут освобождался от крепостной повинности, а его дети, рожденные после призыва, не были крепостными, в то время как дети, рожденные до призыва, оставались в крепостной зависимости. Однако судьба «свободных» солдатских детей тоже была безрадостна: юноши были обязаны служить в армии так же, как и отцы, а дочерей отдавали замуж за солдат.

Эта система создавала множество проблем, одной из которых были ветераны, вышедшие в отставку — часто они не имели никакой опоры, семьи, детей и средств к существованию. Это нашло отражение в русских народных сказках: «Отслужил солдат двадцать пять лет, дали ему синий билет и пошел он домой. И было у него денег — целых три копейки!».

И после службы оставались солдатами
В середине XIX века военные составляли около 14% населения российских городов и около 7% — деревень. Отставники были лично свободны, но по желанию могли записаться в податное сословие, чего почти никогда не происходило. Иногда, в том случае если они не могли работать, им назначали пенсию — 36 рублей в год.

В 1858 году в России было 478 тыс. отпускников и 291 600 отставников. С 1796 по 1858 год воинскую службу прошло 2 034 100 ветеранов. Армия, по сути, стала еще одним путем освобождения от крепостной зависимости.

Однако при отставке или бессрочном отпуске большинство военных оставались именно «солдатами», не смешиваясь с другими сословиями. Появились целые «солдатские» семьи, которые могли состоять из отставника, его жены, детей, старого солдата-отставника (например, отца жены), солдатки с ребенком — например, жены сына или брата. Обратно в крепостные отставники не торопились, дочерей выдавали замуж за таких же отставников или, в самом крайнем случае, за удельных крестьян.

До 1850-х отставники предпочитали селиться в городе, где они могли заняться ремеслами или стать пожарными, швейцарами, смотрителями. Отставники и их семьи не подлежали обложению подушным налогом, но были почти лишены социальной поддержки.

Даже в том случае, если солдат возвращался в родное село, то часто предпочитал жить своим двором, отдельно от родни. Но чаще солдаты уезжали на родину жен.

В благодарность — три рубля
Во время властвования императора Николая I правительство не раз обращало внимание на социальную поддержку ветеранов. С 1828 года солдатам позволяли оставлять в семье одного из сыновей — для обеспечения старости родителей. А когда в 1848 году отпускники были снова призваны на службу, их семьям для поддержания жизни выдавались пособия, однако царское правительство совершило хитрость, возложив эту обязанность на плечи местного дворянства, что вряд ли особо улучшило положение семей.

В 1867 году особым Положением для отставников было утверждено пособие в три рубля в месяц, но только спустя 20 лет эту «пенсию» стали получать все отставные солдаты. А 1876 году были отменены увольнения в бессрочные отпуска. Всех бессрочников снабдили увольнительными билетами и перевели «в нижние запасные чины».

Collapse )

promo dmgusev april 13, 2014 10:01 24
Buy for 100 tokens
Дмитрий Гусев, председатель наблюдательного совета Бакстер Групп. Как появилась Bakster Group, какую роль вы играли в ее создании? Бакстер Групп – это организация, которую создавали четыре человека – Олег Матвейчев, Ренат Хазеев, Сергей Чернаков и Дмитрий Гусев. Мы вчетвером…

Суойоки: самая загадочная река России



Карельская река Суойоки (Глубокая) имеет всего 11,6 километра в длину: она вытекает из озера Суоярви, название которого происходит от финского слова «суо», что означает — «болото», «заболоченное озеро». Суойоки протекает через озеро Еккилялампи и еще два небольших озерка и, соединяясь с рекой Тарасйоки, образует реку Шую, которая несет свои воды дальше – к Онеге. Иногда Суойоки называют Южной Шуей. Название Шуя, возможно, произошло от древнерусского слова «ошую», что значило «по левую руку» или «на левом берегу».
Места, по которым течет Суойоки, люди издревле облюбовали для поселения – на ее берегах археологи нашли древние стоянки, который датируют IV–I тысячелетиями до нашей эры. Считается, что именно здесь обитали древние и таинственные народы чудь и меря.

Именно они основали поселение, найденное на месте современного поселка Шуя, недалеко от Суойоки. В 1997 году здесь был найден меч X века, который был выкован оружейниками далекого города Рейна. Есть предположение, что реки Суойоки и Шуя использовались викингами для путешествия в земли древних славян. А в могиле древнего воина в 2010 году были найдены сломанный меч, боевой топор и бронзовые украшения.

Очень странные дела
Река Суойоки знаменита не только своими поселениями, но и тем, что 14–15 раз в году она меняет направление и начинает течь вспять – к озеру Суоярви.
Подобное поведение Суойоки удивляло и даже пугало местных жителей, который винили в этом то злых духов местного леса, то видели в этом злой рок, предзнаменование или даже наказание Божье, однако разгадка таилась на каменистом дне Суоярви.

Глубина озера достигает 24 метров, и в начале XX века Суоярви было судоходным – буксиры советских леспромхозов таскали через него плоты из леса. Эти плоты потом в высокую воду спускали по Суойоки и Шуе. Озеро питается впадающей в неё речкой Каратсалми, но основной поток воды приходит в Суоярви из-под земли: на дне озера бьют мощные подземные родники с чистой, ледяной водой.

Приток родниковой воды в озеро неравномерен: при отсутствии дождей и при других неблагоприятных условиях они иссякают. Река Каратсалми не может поддерживать уровень воды в озере, и Суоярви мелеет, берега обнажаются.
Поскольку река Суойоки течет на месте древнего потока от растаявшего когда-то давно огромного ледника, перепад высот ее русла между истоком и устьем невелик. Когда уровень воды в Суоярви понижается, Суойоки разворачивается, и воды из рек Тарасйоки и Шуи бегут по её руслу, наполняя водой озеро Суоярви.
Местные уверяют, что наиболее эффектно разворот реки выглядит зимой – от этого начинает с гулом лопаться лёд, и берега Суойоки окутываются морозным туманом.

Виновато НЛО?
Разумеется, местные гиды (а река пользуется популярность у сплавщиков), чтобы напустить таинственности, объясняют поведение реки некими «геомагнитными аномалиями» или «даже аномалиями гравитации» и уверяют, что под руслом Суойоки находятся огромные залежи руды, некие «геологические разломы», и все происходит именно поэтому. Однако, как видите, все происходит по вполне прозаической причине.
Collapse )

Какие сказки Пушкин «украл» на Западе



В среде пушкинистов не прекращаются дискуссии относительно того, откуда Александр Сергеевич брал сюжеты для некоторых своих произведений. Наибольшие дебаты ведутся относительно родословной его сказок. Одни исследователи считают их переработанными образцами русского народного фольклора, записанного со слов Арины Родионовны, а другие видят в них черты западно-европейских сказок. Но последние авторы сходятся во мнении, что Пушкин не просто переводил иностранные работы, а ассимилировал их на русской земле, наделяя самобытными качествами.

Из наследия братьев Гримм
Литературовед Константин Азадовский, исследуя сказки Пушкина, обнаружил в большинстве из них мотивы и детали, специфичные для западной традиции. По его мнению, лишь одно его произведение из фольклорного жанра, а именно «Сказка о попе и работнике его Балде» не имеет аналогов в международных сюжетах, а остальные пестрят заимствованиями. Подобные выводы он сделал после знакомства с доводами пушкиниста Сергея Бонди, установившего, что «Сказка о рыбаке и рыбке» является переработанным на русский лад творением «О рыбаке и его жене», созданным немецкими сказочниками Якобом и Вильгельмом Гримм.

На эту мысль его натолкнули пометки в пушкинском черновике, где старуха, став царицей, отправляет старика к рыбке за титулом Римского Папы. Однако в окончательном варианте Александр Сергеевич отказывается от этого чисто католического эпизода, придумав в качестве апогея желание стать морской владычицей. И хотя у братьев Гримм старуха все же становится Римским Папой, а теряет все после того как захотела занять место Бога, фабула сказок в целом одинакова.

Другой сказкой братьев Гримм, из которой Пушкин мог воспользоваться сюжетной линией, считается «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», с коей он впервые, скорее всего, познакомился во французском переводе. Такую версию выдвинул директор Музея братьев Гримм Бернхард Лауэр, подметивший, что Александр Сергеевич, в силу своего бесспорного таланта, во-первых, мастерски переложил все сказки на русский лад, во-вторых, дополнил новыми героями и, в-третьих, облек их в стихотворную форму.

Одолжив у немецких сказочников злую мачеху-царицу и хрустальный гроб, заменив Белоснежку на белоликую падчерицу, а 7 гномов на 7 богатырей, Пушкин ввел в действие верную собаку. Данное обстоятельство лишний раз подтверждает тот факт, что Александр Сергеевич не занимался плагиатом, а творчески переосмысливал заимствованные сюжеты.

«Сказка о Золотом петушке»
В своей статье «Последняя сказка Пушкина» поэтесса Анна Ахматова отмечала, что ей удалось найти источник, откуда писатель почерпнул сюжет «Сказки о золотом петушке». Долгое время считавшаяся литературным произведением, не имеющим фольклорных корней, она неожиданно обрела родственника в виде «Легенды об арабском звездочете», входящей в сборник Вашингтона Ирвинга «Альгамбра». При параллельном сличении Ахматова обнаружила сходство в фабулах двух сказок, при этом она отмечала, что Пушкин несколько сплющил сюжет первоисточника, из-за чего возникли замеченные разными исследователями неувязки и неясности сюжета.

Collapse )

Какие жители России не едят мясо



В современной России мирно живут бок о бок представители множества народов и религий. Почти у каждой такой группы есть своя собственная кухня и свои пищевые запреты. Кроме запретов на употребление свинины, спиртного или конины, в списке ограничений можно найти и мясо.

Страна мясоедов
Согласно международной статистике, по уровню потребления мяса на душу населения Россия значительно уступает США, Австралии и большинству европейских стран. Росстат указывает цифру в 73 кг на человека в год, что тоже говорит о не самом высоком потреблении.

Однако повода предполагать, что в России живет большое количество вегетарианцев, нет: только 4% экономически активных россиян сознательно отказываются от пищи животного происхождения.

Вопреки ожиданиям, три народа в России – приверженцы буддизма тывинцы, калмыки и буряты не являются вегетарианцами. Хотя одним из оснований буддизма любого направления является ахимса, ненанесение вреда живому существу, эти народы придерживаются своей традиционной кухни, изобилующей различными блюдами из мяса.

Русские секты
Уже с XV века в Московском государстве начали появляться различные секты, ответвления от традиционного православия. Мощный толчок образованию новых сект дал раскол: в условиях церковной реформы многие русские решились на пересмотр обрядовых и даже догматических основ Никонианской церкви. К концу XVII – началу XVIII века относят первые упоминания о секте хлыстов, духовная жизнь которых была сосредоточена на совместных «радениях».

Во время «радений» члены общины, считавшиеся пророками и пророчицами, кружились в экстазе, выкрикивая свои пророчества. Кроме объединяющих собраний, хлыстов отличали особые нормы поведения, среди которых – отказ от употребления мяса в пищу.

Если общины хлыстов окончательно исчезли в СССР в 1950-1960-ее годы, то представителей сект скопцов, духоборов и сегодня можно встретить в России. Важным правилом, соблюдаемым членами этих общин, всегда являлся отказ от мяса, хотя употребление рыбы и молока часто не запрещается.

Collapse )

Украина заявила о массовом лишении жителей Закарпатья паспортов Венгрии



Экс-губернатор Москаль утверждает, что выучить венгерский язык «почти невозможно», а без этого гражданство соседней страны получить нельзя. Суды по лишению паспортов сейчас «идут один за другим», сказал он.

Бывший губернатор Закарпатской области Геннадий Москаль заявил, что венгерские власти забирают обратно паспорта, которые раздавали жителям Украины. В интервью Oboz.tv он объяснил это тем, что документы соседнего государства зачастую получали не этнические венгры, а обычные украинцы, покупавшие справки о том, что их предки жили на территории Закарпатья в те годы, когда эта территория подчинялась Венгрии или Австро-Венгрии.

Москаль объяснил, что венгерские власти пришли к выводу, что паспорта были выданы незаконно, поскольку одним из основных требований для получения документа является знание венгерского языка. «Выучить его почти невозможно. Это надо делать с детства. Это самый трудный язык в Европе», — сказал он.
Москаль заявил, что суды по лишению венгерского гражданства «идут один за другим», а выдача паспортов изначально объяснялась тем, что в Будапеште не представляли уровня коррупции.

РБК направил запрос в пресс-службу посольства Венгрии в России и в пресс-службу посольства Венгрии на Украине.

Collapse )

Почему русские бомбили Мекку



Ни одному ваххабиту и в голову не мог прийти такой сценарий развития событий: русские «гяуры», летающие над священной Меккой. Причем не на прогулочном биплане или разведывательном самолете, а на бомбардировщике, с которого падают то бомбы, то гранаты, а то кипы листовок. Но как такое стало возможно?

Из таксистов – в летчики
Гражданская война в России выплеснула за пределы страны множество русских людей, почти все они были солдатами, имели боевой опыт и военные специальности. Даже лучшие из них влачили за рубежом жалкое существование и были легкой добычей для рекрутеров, ищущих наемников для ведения войн.

Как раз в 1921 году на Аравийском полуострове тлел военный конфликт: после того как арабы скинули османского иго, в Аравии возникло пять новых государств. Король государства Хиджаза Хусейн аль-Хашими объявил себя халифом на основании того, что владел Меккой, и попытался завоевать соседний султанат Неджд, но попытка не удалась – его разбили. Теперь султан Неджда — представитель клана Саудитов, ваххабит Абдул ибн Абдуррахман пытался взять реванш. Стороны поддерживались разными европейскими державами, которые уже тогда были заинтересованы в нефти.

Аль-Хашимин считал, что у него есть козырь в рукаве – во-первых, в его городке Джидда на аэродроме простаивали военные самолеты DH.9, Caudron G.4, RAF BE.2, Bristol F.2b и Armstrong Whitworth; а во-вторых, на его стороне были англичане.

Аль-Хашими знал, что появление ревущих машин в воздухе способно напугать ваххабитскую кавалерию на верблюдах и потрясти неграмотных солдат. Дело было за малым – нужны были механики и пилоты. Здесь произошла заминка: англичане наотрез отказались работать на полуострове – их не устраивали бытовые условия, старые самолеты и сама возможность погибнуть.

Найти специалистов взялся английский дипломат и шпион Лоуренс Аравийский (Томас Лоуренс), который для этого выехал в Каир. Выйти на нужных людей было несложно. После некоторых расспросов он сел в такси, за рулем которого находился бывший авиамеханик Российской императорской армии – некий Максимов. Лоуренс предложил водителю отобедать, и Максимов согласился. За обедом англичанин рассказал, кто ему нужен и для каких целей. Вечером состоялось уже настоящее собрание авиаторов, русские выслушали англичанина и согласились. Все решили большие деньги и обещание Аль-Хашими после войны подарить каждому русскому по куску земли и каменному дому.

Где наша не пропадала
Впрочем, во время вербовки Лоуренс и не заикался о боевых вылетах – русским предлагалось привести в порядок самолеты и обучить арабов летать на самолетах и обслуживать их. Возглавить авиаотряд согласился летчик Николай Широков, которому предложили месячное вознаграждение в 40 фунтов стерлингов золотом; Максимову предложили стать начальником механиков за ту же сумму, другим участникам авантюры обещали платить по 30 фунтов стерлингов – бешеные деньги по тем временам.
Задаток авиаторы получили в этот же вечер и назавтра отправились в Александрию, а оттуда на пароходе в – загадочную Джидду.

Разумеется, все оказалось не так радужно как расписывал англичанин, но людям без родины выбирать не приходилось. В Джидде они нашли неисправные самолеты – арабы были плохими механиками, а тучи песка из пустыни приводили узлы двигателей в негодность, обдирали краску и забивались в фильтры.

Отступать было некуда. Как пишет в статье «Русские шайтаны в небе над Меккой» исследователь Сергей Балмасов, авиаторы засучили рукава, за три месяца отремонтировали три самолета и стали обучать курсантов Хиджаза.
Но к концу года начальство стало настаивать, чтобы русские, как опытные пилоты начали разведывательные полеты над линией фронта. Это многим не понравилось и после первых вылетов несколько пилотов уволилось, но на замену им тут же были найдены другие наемники. Среди них были летчики Минчанок, Кузнецов, Юргмействер и механик Агнаев. Двое из них – Минчак и Юнгмейстер вскоре разбились.

Историк авиации Марат Абдулхадирович Хайрулин в своих работах пишет, что на стороне саудитов воевал однофамилец Широкова – Иван Иванович Широков Этот лихой ветеран I Мировой и Гражданской войн, побывал летчиком в имперской России, служил красным, затем белым, но пережить войну Неджда с Хиджазом он не смог – в 1923 году он попал в плен к хиджазским арабам и был убит.

Сражение за священный город
Согласно шеститомной «Истории Востока» издательства «Восточная литература», через три года султан Абдул ибн Абдуррахман перешел в наступление и разбил армию Аль-Хашими. К этому времени англичане отвернулись от короля, Аль-Хашими отрекся от власти в пользу сына Али, но было поздно. 13 октября 1924 года саудиты заняли Мекку, поставив Хиджаз на грань катастрофы. И тогда молодой король Али приказал бомбить Мекку.

Чтобы смягчить эффект от решения, один из духовных лидеров Хиджаза издал фетву, в которой русским разрешались бомбить столицу исламского мира, поскольку на это их «благословил король».
Конечно, «неверным» запретили бомбить город вблизи мечети Аль-Харам, где находилась святыня ислама – Кааба. От них требовалось распугивать вражескую кавалерию и бомбить места сосредоточения врага.

Collapse )

"Бомбежка России не поможет": активистка из США пожаловалась на экологию



Активистка из движения Ларуша на встрече с членом палаты представителей конгресса США от Демократической партии Александрии Окасио-Кортес заявила, что проблема перенаселения планеты и ее загрязнения не исчезнет, "даже если разбомбить Россию", и призвала "есть детей". Видеозаписью с места событий поделился журналист Райан Сааведра в твиттере.

Член движения LaRouche в майке с надписью "Спаси планету — ешь детей" произнесла из зала речь, в которой утверждала, что "на планете живет слишком много людей", и призвала "избавляться от детей".
На инцидент обратило внимание и само движение, которое призналось, что высказывания их активистки — троллинг политика.

Кроме того, в движении Ларуша заметили, что Окасио-Кортес "не стала исключать" предложенный активисткой вариант.
Так, на кадрах видно, что призыв члена движения Ларуша "есть детей" вызвал полемику в зале, и когда активистка закончила свою речь и замолчала, член конгресса подбодрила ее и сказала "продолжать", однако у нее отобрали микрофон и попросили присесть.

После того, как активистка успокоилась, Окасио-Кортес заявила о необходимости срочно заняться проблемой климатических изменений и осознать, что у этого вопроса существует много решений.

Collapse )

У кого Алексей Толстой «украл» сказку «Золотой ключик»



Третий из плеяды русских классиков-однофамильцев, Алексей Николаевич Толстой, считался одним из самых скандальных литераторов своего времени. Даже после Октябрьской революции он продолжал вести образ жизни русского барина в худшем смысле этого слова. Соотечественники-эмигранты, возмущенные многочисленными некрасивыми выходками Толстого, прозвали его «Нотр хам де Пари».

Украденный «Золотой ключик»
«Красный граф» Алексей Толстой, в отличие от других дворян, оказавшихся за рубежом, предпочел не спорить с большевиками. Однако своими поступками он не украшал просоветский лагерь, а, казалось, нарочно подтверждал, что «продаться большевикам» может лишь крайне аморальный человек.

Одна из самых неприглядных историй связана с произведением, благодаря которому Толстой снискал славу не только взрослого, но и детского автора — «Золотой ключик, или Приключения Буратино». В основу этого текста был положен перевод сказки «Пиноккио», выполненный писательницей Ниной Петровской. Как пишет культуролог Юрий Базелянский, Алексей Толстой «фактически присвоил» это произведение, упомянув Петровскую лишь при первом издании, а впоследствии оставив в выходных данных только свою фамилию. Справедливости ради стоит заметить, что версия сказки, вышедшая в 1930-х, после смерти Петровской, значительно отличалась от первоначальной.

Хамство как образ жизни
Несмотря на богатство, Алексей Толстой вообще весьма «легкомысленно» относился к чужому имуществу. Писательница-эмигрантка Надежда Тэффи вспоминала случай, когда Толстой взял на время у ее знакомой дорогую пишущую машинку и не отдал. Когда через год владелица спросила писателя, нельзя ли ее вернуть, Толстой ответил ей вполне в духе марксистского отношения к частной собственности:

«Потому что Вы заплатили за нее деньги, так вы считаете, что она Ваша? К сожалению, не могу уступить Вашему капризу. Сейчас она мне самому нужна».

Доходило до курьезов. Например, на званых ужинах автор «Хождения по мукам» и «Аэлиты» собирал выставленные хозяевами бутерброды и пирожные в коробку, якобы для школьного завтрака своему сыну.

Другой скандальный случай произошел перед отъездом Толстого из Парижа в Берлин в 1921 году. Он продал сразу 20 людям один и тот же чайник, якобы за полцены. Получив деньги, Толстой увез товар с собой. Впрочем, это было еще мелочью. Например, рассказывали о доверчивом богаче, который заплатил Толстому 18 тыс. франков за несуществующее имение «Порточки».

Collapse )

Что русские подглядели у жителей Немецкой слободы



В российской традиции принято противопоставлять русскую культуру немецкой: «Что русскому хорошо, то немцу смерть». А ведь, по идее, немцы многому научили русский народ.

Феномен Немецкой слободы
Немецкие колонии стали первыми иностранными поселениями в России. Первые из них появились в XVII веке. Самой знаменитой из них была московская Немецкая слобода. Правда, жили там не только немцы, но и иностранцы разных национальностей, однако все же немецкое население преобладало. Русские имели возможность наблюдать за жизнью немцев и заимствовать для себя отдельные черты их быта.

Порой что-то казалось нашим соотечественникам смешным и нелепым, но затем становилось неотъемлемой частью наших культурных традиций. Так, в Немецкой слободе при каждом доме был устроен сад, в котором непременно было несколько грядок латука. Москвичи смеялись над этим, называя немцев «травоедами». Но позднее сами переняли привычку употреблять в пищу так называемые овощные травы. Пожалуй, первым, кто попытался прорубить настоящее «окно в Европу», стал Петр I.

Еще в юности он заинтересовался немецким образом жизни и традициями, чему, если верить роману Алексея Толстого, способствовали визиты в Немецкую слободу. У немцев все было устроено куда чище и рациональнее, чем у русских. Поразили Петра и отношения между полами. Так, русские женщины были вынуждены проводить время в четырех стенах, не слишком ярко одевались, не имели права встречаться с посторонними мужчинами. Немки вели себя куда свободнее, раскованнее, следили за модой, в их семьях не было таких патриархальных тенденций, как в российских. Может быть, именно поэтому царь так прикипел к Анне Монс.

«На немецкий манер»
В петровскую эпоху стали создаваться учебные заведения по немецкому образцу, у немцев были позаимствованы принципы книгопечатания, просветительские идеи. Немецкие «веяния» все глубже проникали в литературу, музыку, искусство, архитектуру, моду, индустрию развлечений. Все стало модно делать «на немецкий манер»: музицировать, рисовать, одеваться, устраивать маскарады. Именно из Германии пришла к нам, к примеру, традиция танцевать вальс. С начала XVII века строительством зданий в России занимались иностранные архитекторы, прежде всего – те же немцы.

Именно им мы обязаны архитектурным обликом таких крупных городов, как Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург. Это они оставили нам образцы в стиле немецкого классицизма, барокко, готики, а также неоренессанса. Многие русские литераторы постоянно обращались к творчеству своих немецких коллег. Так, у Пушкина содержится множество отсылок к Гете. Русские поэты нередко занимались переводами немецкой поэзии. Весьма престижным было учиться в немецких университетах. Несколько поколений русской интеллигенции выросли на идеях немецкой науки и философии.

«Немецкое качество» и его обратная сторона
Массовое переселение немцев в Россию началось во второй половине XVIII века при Екатерине II, которая надеялась, что они «могут приобретенным своим искусством, рукодельством, промыслами и разными не знаемыми еще в России машинами открыть подданным легчайшие и кратчайшие средства к обрабатыванию земель, к распространению домового скота, к разведению лесов, к заведению собственных фабрик, к управлению всего крестьянского домоводства». Да, именно немцы учили русских эффективно вести хозяйство. До сих пор все, что сделано немцами, подразумевает высокое качество и добротность. А задумывались ли вы, сколько в русском языке «германизмов»?

Collapse )

Как мыльные пузыри спасали русских солдат в Первую мировую



Среди десятков тысяч фотографий русской армии во время Первой мировой войны можно встретить такие, на которых солдаты и офицеры, используя довольно длинные трубки, пускают ввысь мыльные пузыри. Это не детская шалость, не просто фронтовая забава. Мыльные пузыри – один из разведывательных методов, они помогали выжить.

Так как в то время в армии не было анемометрических датчиков (измеряющих скорость и направление ветра), то при помощи мыльных пузырей определялось направление ветра около земли. Этим постоянно занимались специально созданные химические команды и военные метеорологи. Мыльные пузыри показывали, куда и с какой скоростью может направиться воздушный поток в случае химической атаки противника. И если пузыри улетали в сторону врага, это был лучший результат такой разведывательной акции: ведь это значило, что в тот день газовых атак не будет (не станут же немцы травить сами себя).

Ветер, устойчиво дующий в сторону окопов противника, был обязательным условием успешного применения химического оружия. В случаях переменчивого ветра пущенные немцами, англичанами или французами газы поражали и своих солдат. Когда химические команды видели, что мыльные пузыри летят в сторону русских, важно было также заметить, какие участки передовой могут остаться непораженными в случае вражеской атаки: там можно было укрыться, пока ядовитые газы не развеются.

Первая мировая война стала первым военным конфликтом, в ходе которого началось масштабное применение химического оружия. В условиях позиционной войны стороны искали способы (один хуже другого) прорвать укрепленную оборону врага. Немцы первыми применили для этой цели распыления ядовитых газов. Первую крупную химическую атаку они произвели в 1915 г. под Ипром. На французские позиции по ветру направили 168 тонн хлора. Зелено-желтые ядовитые облака тогда не оказались достаточно эффективными, но психологический эффект был ужасен. Было непонятно, как бороться с газами, как от них убежать. Завидев токсичный газ, в панике солдаты начинали разбегаться. Лишь со временем появились средства защиты от страшного оружия: сначала пропитанные водой, мочой или раствором соды марлевые повязки, а вскоре и полноценные противогазы. Но и газы совершенствовали.

Смертельно опасные фосген и иприт были страшнее хлора. Бесцветный фосген незамеченным достигал окопов врага и убивал солдат или делал их инвалидами. Иприт (газ кожно-нарывного действия) поражает дыхательные органы, глаза и кожу. Спустя 3-4 дня жертва этого газа может умереть от воспаления легких и удушья или ослепнуть.

Collapse )