Гусев - человек, который говорит правду (dmgusev) wrote,
Гусев - человек, который говорит правду
dmgusev

Categories:

Уругвай, Мексика и другие экзотические страны, в которых живут потомки русских



Несколько лет назад весь Интернет потешался над характеристикой русских как одной из национальностей Китая, опубликованной из какого-то официального китайского источника. На самом деле, русские – действительно одна из официально признанных коренных национальностей Китая. И это не единственный и не самый экзотический уголок мира, где живут русские.

Русские старожилы в Китае
Что после гражданской войны в Китай эмигрировало немало русских белогвардейцев и казаков с семьями (по некоторым данным – больше миллиона человек), это факт общеизвестный. Но когда китайские государственные учреждения говорят о русских как коренной национальности Китая, то они имеют в виду совсем не иммигрантов ХХ века и их потомков (их, впрочем, осталось совсем чуть-чуть), а русских, осевших в Китае значительно раньше – в XVII-XVIII вв.

Это преимущественно потомки старообрядцев, бежавших в Забайкалье от преследований царских властей. Сейчас они компактно проживают в районе города Аргунь-Юци автономного района Внутренняя Монголия. Здесь в 1994 году была создана Русская национальная волость Шивей (по-китайски) или Эньхе (по-монгольски). Русское население волости составляет около 2 тысяч человек. Все они – потомки смешанных браков с китайцами. Давно они не отличаются от китайцев не только внешним видом. В быту русские Китая пользуются китайским языком.

Что же осталось у них русского? Прежде всего – православная вера. Во время работы ещё в императорском Китае русских духовных миссий китайские русские вернулись в православие. Сейчас в Русской волости действует православный храм, регулярно проводятся церковные праздники. Сохранились русская традиционная одежда, какие-то песни, бытовые особенности. Они тщательно оберегаются китайскими властями, использующими экзотику такой этнической общины как приманку для туристов. По природе Эньхе-Русская волость – уголок таёжной Сибири.
Потомки русских, переселившихся в Китай ещё до начала прошлого века, рассеянно живут и в других регионах Китая. Их общая численность оценивается примерно в 15 тысяч.

Русский «Новый Израиль» в Уругвае
Латинская Америка манила переселенцев из многих европейских стран, в том числе из России. Большие общины русских иммигрантов ещё до революции обжились не только в таких больших и популярных странах, как Бразилия или Аргентина.
В конце XIX века последователь учения хлыстов Василий Лубков объявил себя «живым богом» и «царём ХХ века». Подвергаясь преследованиям, сектанты вознамерились эмигрировать в Америку. Лубкову удалось заинтересовать президента Уругвая и договориться о подъёмных на переселение. Уругваю требовались колонисты для развития сельского хозяйства.

В 1913 году 1300 русских хлыстов из секты «Новый Израиль» обосновались в городе Сан-Хавьер и его окрестностях. Парадоксально, что они первые стали возделывать в Уругвае подсолнечник, который, вообще-то, пришёл в Европу из Нового Света. Также первыми в Южной Америке они стали выращивать гречиху и лён. «Лубковцам» удалось основать образцовую колонию. Но её судьба сложилась трагически.

Сам Лубков был загадочной личностью. Веря в собственную исключительность, он прозревал будущее и ещё в 1913 году предсказал, говорят, приход большевиков к власти. После революции он начал переписываться с Лениным и увлёк часть своих адептов назад в Россию. Там хлыстам удалось в 20-е годы основать ряд образцовых коммун, но в 30-е годы их ликвидировали, а лидеров «Нового Израиля», включая самого Лубкова, расстреляли.

Некоторые, однако, не пошли за Лубковым назад, а остались на новой родине. Без вождя они ассимилировались уже в третьем поколении. Русским языком мало кто владеет, а потомки «лубковцев» в Уругвае – католики либо атеисты. Тем не менее, у колонистов Сан-Хавьера сохранились многие традиции земледельческой культуры, русские национальные кушанья, а также свойственное хлыстам неприятие алкоголя и табака.

Последним отличаются и потомки старообрядцев-беспоповцев, эмигрировавшие после революции в Китай, а из Китая бежавшие после прихода там к власти коммунистов. Колония беспоповцев существует неподалёку от Сан-Хавьера. В отличие от потомков «Нового Израиля», уругвайские староверы сохраняют русский язык и весь уклад жизни замкнутой общины, свойственный им на родине. Детей, несмотря на нажим властей, учат дома.

Староверы в Боливии
Другая крупная община русских старообрядцев обосновалась в Боливии. Первые русские поселения появились там ещё в 80-е гг. XIX века. В дальнейшем туда, привлекаемые наличием единоверцев и удалённостью от очагов цивилизации, стекались старообрядцы, первоначально переселявшиеся в другие страны Южной Америки – Бразилию, Аргентину, Уругвай. Много переместилось туда старообрядцев из Китая в 50-60-е гг. прошлого века, после прихода там к власти маоистов. Окончательное формирование русской общины в Боливии относится к 1970-м годам.

Сейчас в Боливии, в восточных департаментах, в глухой сельве и саванне, проживает до 2 тысяч староверов. Некоторая их часть несколько лет назад подалась на историческую родину, купившись на обещания по программе возвращения российских соотечественников. С другой стороны, социалистическое правительство президента Эво Моралеса предприняло раскулачивание фермеров-старообрядцев. Несмотря на все эти атаки современного мира, потомки русских в Боливии сохраняют наследие допетровской культуры.

Молокане в Мексике
В ХХ веке, после революции, немало выходцев из России, временно и постоянно, осело в Мексике. Но ещё задолго до этого Мексика была одной из стран, куда направлялась колонизация русских религиозных диссидентов. В XIX столетии большие группы духоборов и молокан отправлялись в Канаду и США. Часть этой волны затронула и соседнюю Мексику.

В 1905 году 130 семей молокан обосновались в мексиканском штате Северная Нижняя Калифорния, рядом с границей с США. Здесь, посреди пустыни, они создали процветающее хозяйство, на зависть окрестному населению, с которым колонисты почти не общались. «Революционные» правительства, время от времени приходившие к власти в Мексике, душили их налогами, но молокане держались.

Губительными для колонии стали два фактора. Первый – власти придумали, наконец, как их выжить, принудительно выкупив в 1958 году часть их земель для прокладки «стратегического» шоссе. Второй – близость США с единоверческими общинами и лучшими возможностями для предпринимательства побуждала к новой эмиграции. Тем не менее, по сей день в районе города Энсенада живёт несколько семей молокан, занимающихся виноделием и обслуживанием туристов, а также содержащих музей Русской общины.

via



Tags: города, народы, страна
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo dmgusev april 13, 2014 10:01 24
Buy for 100 tokens
Дмитрий Гусев, председатель наблюдательного совета Бакстер Групп. Как появилась Bakster Group, какую роль вы играли в ее создании? Бакстер Групп – это организация, которую создавали четыре человека – Олег Матвейчев, Ренат Хазеев, Сергей Чернаков и Дмитрий Гусев. Мы вчетвером…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment