Гусев - человек, который говорит правду (dmgusev) wrote,
Гусев - человек, который говорит правду
dmgusev

Categories:

Кила: каким было русское регби



Кила — русская народная игра с мячом. По своим правилам она больше похожа на американский футбол, из-за чего ее часто называют русским регби. В нее играли еще во времена Новгородской республики, а сегодня кила часто становится зрелищной частью народных гуляний во многих городах.

Главный участник
Прелесть килы в том, что играть в нее может любое количество человек, а команды называются «ватагами». Числом участников определяются и размеры прямоугольной площадки, которая делится пополам и ограничивается начерченными линиями или веревками. В каждой половине есть «город» — противоположная сторона, до которой с мячом пытаются добраться игроки. Покрытие подходит любое: земля, песок и даже снег.
Главным атрибутом игры является набивной мяч, облик которого воссоздан по артефактным аналогам X—XIII вв., обнаруженным при раскопках в Новгороде. По форме он напоминает приплюснутую тыкву, а шьется новгородский мяч из двух кружков и полоски. Весит прилично — полтора килограмма. Еще один вариант кроя мяча — четырехлепестковый. Его аналог, обнаруженный при раскопках Старого Гостиного двора в Москве, датирован XVI веком.

Регби по-русски
Килу нередко называют русским регби, и, в общем-то, справедливо. Чтобы не нарушить правила килы, важно знать: если мяч находится на земле, то использовать руки нельзя. И даже навешивать мяч с земли для себя запрещено — один игрок пнул, другой схватил, пока мяч «завис в воздухе». Такой принцип ведения игры называется «земля-воздух». В регби лежащий на земле мяч поднимать руками можно, а в американском футболе — только если игрок пасанул назад.
В киле пасовать мяч разрешается в любую сторону. В регби — только назад. В американском футболе — без ограничений назад и только один раз вперед. В киле игроки более свободны — они могут атаковать любого игрока без ограничений. В регби — «нападать» можно только на того, у кого мяч. В американском футболе игрока без мяча атаковать можно, но нельзя захватывать и удерживать.

Запрещенные приемы
Кила не накладывает чрезмерно строгих ограничений на игроков. Мяч на земле и поваленный на землю игрок — не повод останавливать состязание. И все-таки определенные табу есть. Большинство из них описаны в этнографических заметках, собранных в Краснодарском крае.

Доставка по России
По рассказам жителя одной из деревень Л. Богомолова, запрещено было устраивать «кучу-малу», когда 5—6 игроков наваливаются на одного, чтобы завладеть килой. Нельзя душить, осуществлять захваты шеи, ставить подножки, бить по ногам. Игроки в борьбе за мяч могли только обхватить, повалить или оттолкнуть от себя противника. Судьи как таковые на матче отсутствовали. Игроки и зрители сами решали, кто проштрафился.

Вологодская кила
Основные правила современной килы взяты у жителей Олонецкой губернии (сегодня входит в состав Вологодской области). Интересно описываются правила килы в «Вологодских губернских ведомостях» 1867 года, а затем более подробно их пересказывает С. Максимов в очерке 1903-го «Нечистая, неведомая и крестная сила».

На Вологодчине в килу тоже предпочитали играть зимой. По вечерам жители больших деревень собирались на матч, при этом по возрасту ограничений не было, и нередко зрелый игрок с легкостью утирал нос удалью, силой и смекалкой молодому парню. Участники делились на две «партии». Кто начнет — решает жребий. Ну а затем — самое веселье: мяч пинают ногами, хватают в руки, носятся по всему полю, «пока не встречают сопротивление». Одолеть противника игроки стараются «всевозможными манерами», чтобы в результате мяч оказался на дальней стороне части противника. Это могло продолжаться 2—3 часа.

Кила по-никулински
В Тенишевском архиве есть описание килы, в которую играли в Никулинской волости Вытегордского уезда Олонецкой губернии. «Настоящее сражение» традиционно устраивали на проводы Масленицы. Участвовали в никулинской киле уже не жители одного села, а разных — двух, трех и более.

На реку выходили «две толпы мужиков» (всего человек 60—80) и определяли места, до которых «гнать мяч». Мяч величиной с большой арбуз брошен, и тут начинается «бойня» — «все бросаются на него и начинают пихать ногами». Когда мяч от нерасторопного игрока уходит, обязательно находится какой-нибудь удалец, который мяч подхватывает и бросается с ним к цели. Противники «тузят» друг друга кулаками. Слышатся крики и брань, звонкие оплеухи, глухие удары ног. Пар от тяжело переводящих дыхание игроков «валит столбом». На снегу остается кровь. По сути, жесткая борьба за мяч становилась альтернативой кулачному бою — еще одной традиционной русской забаве Масленичной недели.


Ну вы и киловники
Проиграть в килу считалось огромным унижением. Довольные победители начинали скандировать: «Кила! Кила!», а за проигравшими до следующей Масленицы закреплялось обидное прозвище — киловники. Напротив, парни-победители автоматически приобретали всеобщий почет и уважение, а всякая девица почитала за счастье посидеть рядом с таким парнем на вечорках. Как пишет Максимов, кроме этой мотивации, стремление к победе объяснялось и тем, что победители получали щедрые порции водки от местных богачей.

От ученических забав до воспитания воинского духа
Совершенствовать мастерство в киле многие начинали еще в ученические годы. Николай Помяловский в «Очерках бурсы» пишет, что на школьном дворе две партии сходились стенка на стенку, при этом один из учеников «вел мяч-килу» — медленно передвигал ее ногами. В этом состоял «верх искусства в игре», потому что от сильного удара кила могла улететь к противникам. Если «город» удавалось взять, ученики кричали: «Кила!», и с чувством абсолютно удовлетворения возвращались на позиции, чтобы продолжить состязание.

В историко-этнографическом исследовании В. Горбунова «Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских» встречается и еще несколько интересных подробностей килы, которую устраивали в Демянском узде Новгородской области. Во время состязания все много и громко кричали, подбадривая и оскорбляя, любыми способами «старались свалить противника», при каждом заработанном очке горланили «Кила!», а нарушившим правила — «мылили шею».

Игра на интерес
Не для всех кила была забавой. Заонежские рыбаки ставили на кон спорные рыболовецкие тони. Победитель получал безоговорочное право вести добычу неводом или другими способами в лучших местах водоема. В ходе этнографических экспедиций по Карелии в 2008 году ученым удалось расширить знания об одной из самых популярных мужских забав в Заонежье в конце XIX века.

По рассказам местного жителя В. Ржановского, его дед, священник Сенногубского прихода, рассказывал, что в килу на интерес играли рыбаки двух приходов — Кижского и Сенногубского. Кожаный мяч по форме напоминал дыню.
Внутри — конский волос. Мяч разыгрывался на южном мысе Керк-острова. Сенногубы должны были гнать килу к кижским церквям, а кижане стремились загнать мяч на крыльцо сенногубской церкви. Победителями становились те, у кого получалось ударить мячом по церковному крыльцу хотя бы раз. Они и получали спорные рыболовецкие тони. Участвовать в игре вызывались только самые сильные рыбаки. Бились за мяч с азартом, но кровь старались не пускать. Чтобы защитить ноги от ударов, использовали лайфхак — в сапоги вставляли лучину.

via


Tags: игра, интересное, люди
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo dmgusev april 13, 2014 10:01 24
Buy for 100 tokens
Дмитрий Гусев, председатель наблюдательного совета Бакстер Групп. Как появилась Bakster Group, какую роль вы играли в ее создании? Бакстер Групп – это организация, которую создавали четыре человека – Олег Матвейчев, Ренат Хазеев, Сергей Чернаков и Дмитрий Гусев. Мы вчетвером…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments