Гусев - человек, который говорит правду (dmgusev) wrote,
Гусев - человек, который говорит правду
dmgusev

Categories:

Тайна исчезновения 15 русских моряков с корабля «Святой Павел» в 1741 году



Несмотря на романтику, морские исследовательские операции до сих пор остаются делом опасным. А в XVIII веке, отправляясь на поиски новых земель, бравые капитаны и матросы прекрасно понимали, на что идут. Так, до сих пор остается невыясненной судьба 15 русских моряков с корабля «Святой Павел», бесследно исчезнувших в 1741 году во время экспедиции к берегам Северной Америки.

Предыстория
Таинственный и богатый Новый Свет интересовал тогда все крупные мировые державы. Российская империя не была исключением. Для исследования северной части Тихого океана и поиска собственного морского пути на американский континент была снаряжена особая экспедиция из двух кораблей, которые назывались «Святой Петр» и «Святой Павел». Они представляли собой небольшие двухмачтовые суда – пакетботы, построенные в поселке Охотск Хабаровского края летом 1740 года.
Капитаном «Святого Петра» был легендарный мореплаватель Витус Беринг, второй корабль отправился в путь под командованием Алексея Ильича Чирикова (1703-1748 гг.). Пакетботы отплыли совместно из Авачинской бухты 4 июня 1741 года, но вскоре потеряли друг друга из-за сильного тумана.

Высадка с корабля
«Святой Павел» начал самостоятельное плавание и достиг берегов Северной Америки в районе архипелага Александра – группы островов неподалеку от Аляски. 17 июля, найдя бухту, подходящую для высадки на сушу, капитан А. И. Чириков отправил на берег 10 членов экипажа. Поскольку судно не могло приблизиться к неизвестной земле из-за возможных подводных камней или мелей, моряки сели в одну из двух шлюпок, имевшихся на корабле. Она называлась лангбот и была вместительнее, чем вторая.
Разведывательной группе поручили найти пресную воду, изучить местность и заодно поискать безопасную стоянку, где можно бросить якорь. На всякий случай, все моряки, которыми командовал штурман Аврам Дементьев, были вооружены. Кроме того, они взяли с собой пушку.

Судя по картам, «Святой Павел» находился в тот момент у острова Якоби. Лангбот отправился в путь и исчез из поля зрения команды за скалами. Потом берег затянуло густым туманом, который рассеялся только 23 июля. С корабля увидели костер, горевший на берегу. Моряки решили, что это 10 членов разведывательной группы подают им сигнал. И они не могут самостоятельно вернуться на судно, видимо, их лангбот поврежден.

24 июля на выручку сослуживцам отправилась вторая шлюпка, в которую сели пятеро членов экипажа, среди них были плотник Фёдор Полковников и конопатчик Елистрат Горин. Они должны были починить неисправный лангбот. А боцман Сидор Савельев, возглавивший эту спасательную миссию, собирался перевезти штурмана Аврама Дементьева и вверенных ему людей на корабль.

Объяснение капитана
В Центральном государственном архиве ВМФ России сохранился официальный документ «Рапорт А. И. Чирикова в Адмиралтейств-коллегию о плавании к берегам Америки», датированный 7 декабря 1741 года. В ней капитан «Святого Павла» объясняет своему руководству, почему 27 июля пакетбот отправился в обратный путь, оставив 15 членов экипажа на берегу.

Со слов Чирикова выходит, что и вторая группа моряков бесследно исчезла за скалами. А отправить за ними кого-то оказалось уже невозможным: других шлюпок на корабле не было. Пристать к незнакомому берегу судно тоже не могло. К тому же заканчивалась провизия. Особенно капитана беспокоили запасы питьевой воды, таящие на глазах.

Остров Якоби оказался заселен аборигенами, вопреки ожиданиям русских исследователей. 25 июля к кораблю подплыли две гребные лодки с чужеземцами, лица которых разглядеть не удалось. Один из индейцев, одетый в некое красное платье, по утверждению А. И. Чирикова, замахал руками и закричал: «Агай, агай!».

Команда «Святого Павла» решила, что аборигены пытаются заманить к себе остальных моряков и, возможно, захватить корабль. А 15 уже высадившихся на берег сослуживцев капитан и другие офицеры сочли покойниками или пленниками, ведь дикари не могли отнестись к ним по-человечески, по мнению исследователей Аляски.
Опасаясь нападения индейцев и учитывая проблему с провизией, А. И. Чириков принял решение – вернуться домой без части экипажа.

Погибли во время высадки
Таинственное исчезновение моряков с корабля «Святой Павел» вызвало массу предположений: что же стало с этими людьми? Многие специалисты считают наиболее правдоподобной версию гибели всех 15 человек еще во время их высадки с судна на неизвестный берег.

Данное предположение высказал французский капитан Жан-Франсуа де Лаперуз, который в 1786 году проходил мимо залива, где вероятно исчезли русские. Знаменитый мореплаватель оценил, насколько опасным предприятием было высаживаться на утлых шлюпках в столь бурные воды. Он написал в своих путевых заметках, что вероятность гибели моряков в яростных прибрежных волнах слишком высока, чтобы предполагать иное.

Скорее всего, обе шлюпки, вошедшие в узкую бухту, просто разбились о камни. А сигнальный костер на берегу, который видела команда «Святого Павла», сторонники данной версии объясняют тем, что огонь развели индейцы. Видимо, они пришли поглазеть на корабль чужеземцев, а потом стали приглашать бледнолицых на берег, надеясь выменять у них какие-либо ценные вещи.

Они выжили
Но эта история не будоражила бы умы исследователей такое долгое время, если бы все выглядело просто. Многочисленные свидетельства, полученные из разных источников, говорят о том, что моряки с корабля «Святой Павел» не только выжили, но и основали целое поселение на Аляске.
Во второй половине XVIII века коренные жители Чукотки, регулярно торговавшие с американскими эскимосами, передавали русским путешественникам рассказы о неких светлых бородатых людях, построивших бревенчатую крепость у реки Хеуврен. Якобы они поклоняются иконам, нарисованным на досках, и говорят на непонятном наречии.

Эти рассказы заинтересовали российского историографа Герхарда Фридриха Миллера (1705-1783 гг.), который возглавлял академический отряд второй Камчатской экспедиции. В 1764 году к Алеутским островам и берегам Аляски отправилась бригантина «Святая Екатерина» и четыре небольших судна. Команду исследователей возглавляли капитан П. К. Креницын и его помощник М. Д. Левашов. Но найти пропавших моряков им не удалось.

Многие российские и иностранные суда, проходившие мимо архипелага Александра, пытались разыскать членов команды «Святого Павла», и все безрезультатно. Территория Аляски в те времена была малообжитой и опасной для путешественников.

В 1774 году один из торговых агентов Северо-Восточной компании купца Григория Ивановича Шелихова, проводивший сделки с коренными жителями Аляски в заливе Якутат, писал своему руководству, что среди индейцев было много русоволосых и светлых людей. Поскольку данный залив находится на расстоянии 300 верст от предполагаемого места высадки русских моряков, напрашивается вывод: члены экипажа «Святого Павла» настолько прижились на новом месте, что оставили потомство. Во всяком случае, упоминание о бледнолицых людях, замеченных русскими торговцами среди индейцев Аляски, осталось в документе «Краткое содержание о приобретении земель Америки 1788 года».
С пропавшими моряками не раз пытались связаться через чукчей и эскимосов, но все старания представителей власти и ученых оказались безрезультатными. Главной причиной неудач было недоверие аборигенов к чужакам, коренные жители тех мест опасались военных.

Если учесть, что экипаж «Святого Павла» состоял из опытных моряков, которые не пасовали перед трудностями и были сплоченной командой, то есть вероятность, что такие люди могли выжить на новой земле. На Аляске тогда водилось достаточно дичи.

Их убили индейцы
Не стоит сбрасывать со счетов и версию кровавой расправы аборигенов над бледнолицыми чужаками. Индейцы впервые в своей жизни увидели таких людей и могли счесть моряков опасными пришельцами.
Впрочем, американский историк Фрэнк Альфред Голдер (1877-1929 гг.) побывал в начале 20-х годов ХХ века на острове Якоби, где живут представители племени тлинкитов, собирая материал для своего двухтомника об экспедициях Витуса Беринга: Bering's Voyages: An Account of the Efforts of the Russians to Determine the Relation of Asia and America.

Исследователь не нашел ни одного упоминания о чужеземных моряках в рассказах и легендах индейцев. Он специально расспрашивал тленкитов, но они ничего не слышали от своих предков о высадке 15-ти русских на этот остров. А ведь первая встреча с представителями иной цивилизации, как минимум, должна запомниться, и впоследствии – обрасти многочисленными мифами.

Да, и не в характере индейцев скрывать славные победы над воинами иных племен, за которых они должны были принять группу вооруженных мужчин, высадившихся с корабля. Кто-нибудь обязательно похвастался бы необычными трофеями – металлическими предметами, их-то у моряков с собой было предостаточно.

Споры не прекращаются
Различные исследователи до сих пор пытаются понять, что случилось со штурманом Дементьевым, боцманом Савельевым и их подчиненными.
Например, советский публицист Глеб Николаевич Голубев (1926-1989 гг.) в своем очерке «Прелюбезные братцы» высказал предположение, что лонгбот с 10-ю моряками на борту потерпел крушение, но часть разведывательной команды спаслась, через несколько дней к ним присоединились и пятеро сослуживцев на второй шлюпке, которая также повредилась о камни. Пока они чинили плавсредства, «Святой Павел» отчалил в обратное путешествие. Не имея возможности вернуться домой, моряки основали собственную колонию к северу от места высадки.

В 2005- 2006 годах в ходе российско-американской научной экспедиции «По следам великих мореплавателей» историки Аллан и Элтон Энгстромы сделали вывод, что злополучной точкой на карте, где пропали члены экипажа «Святого Павла» была бухта Сëрдж (Surge). Поскольку там много острых рифов и камней, а в прибрежных водах часто возникают опасные водовороты, ученые предположили, что моряки погибли во время высадки с корабля.

via


Tags: люди, русские
Subscribe

  • Политическая скидка

    На этой неделе правление ОАО РЖД обсудит возможность скидки в 25% на транзитные перевозки нефтепродуктов (бензина, дизтоплива и мазута) с…

  • Вот как работают трудяги в РЖД

    Многие любители путешествовать не очень жалуют РЖД, но все же посмотрите, как ее сотрудники выполняют свою работу... Рекомендовано для…

  • РЖД. Развитие безопасности

    С понедельника на 32 вокзалах в тестовом режиме начались мероприятия по выборочному досмотру пассажиров, их ручной клади и багажа. Основной…

promo dmgusev april 13, 2014 10:01 24
Buy for 100 tokens
Дмитрий Гусев, председатель наблюдательного совета Бакстер Групп. Как появилась Bakster Group, какую роль вы играли в ее создании? Бакстер Групп – это организация, которую создавали четыре человека – Олег Матвейчев, Ренат Хазеев, Сергей Чернаков и Дмитрий Гусев. Мы вчетвером…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment