Гусев - человек, который говорит правду (dmgusev) wrote,
Гусев - человек, который говорит правду
dmgusev

Category:

Что донские казаки обязательно забирали из дома на войну



Вера для казачьего сословия была основополагающим фактором бытия. Любому мало-мальски значимому делу или событию в жизни казаков предшествовала молитва, которая благословляла и оберегала храбрых воинов, и поддерживала их верных спутниц. С малолетства воспитывавшиеся в традициях христианства, они с момента крещения до тризны свято чтили веру предков, в борьбе за которую без страха складывали свои головы.

Казак и вера
Вне зависимости от того какое направление христианства исповедовали казаки, как в повседневности, так и на войне они проявляли удивительную религиозность.
Обязательно посещая богослужения, они строго соблюдали все присущие их церкви каноны и запреты, а, отмечая главные праздники - Рождество Христово, Пасху, Троицу, следовали собственному чиноположению.

С молитвы начинался каждый новый день и приём пищи, посещение друзей и выход на работу, казачий сход и отдых, а церковный календарь отмерял хозяйственные вехи их мирной жизни.

Каждый казак в обязательном порядке знал молитвы своих прадедов, которые он истово читал перед битвой. Помочь ему одолеть врага и вернуться домой должны были освещенные и замоленные перед походом сабли, мечи и защитное обмундирование.

Донские казаки
Донские казаки, придерживавшиеся канонического православия, свято чтили все церковные традиции, дополняя их собственными специфическими обычаями. К числу подобных нововведений можно отнести религиозный обряд, приуроченный к проводу донца на службу, а также благодарственный молебен, заказываемый родными при его возвращении.

Перед уходом на службу каждый сын должен был получить благословение отца, который, держа в руках икону, завещал молодцу всегда помнить о Боге и его заповедях и с честью отдать воинский долг государю и Отечеству.

После все новобранцы и станичники собирались у часовни, где проходила обедня, в ходе которой казаки просили у Николая Чудотворца покровительство и помощь.

Характерной особенностью воинских молитвенных традиций донских казаков является органичное вплетение в них народных фольклорных заговоров. Эти церковно-суеверные формулы из поколения в поколения служили воинам дополнительным оберегом в их постоянном пребывании на рубеже жизни и смерти.

Большое разнообразие военных молитвенных заговоров донцов стали известны общественности благодаря публикациям Леонида Майкова.

Передаваемые от отца к сыну священные тексты в мирное время хранились в красном углу дома, а в день отправления на войну помещались в ладанку или вкладывались в шов рубахи. Вместе с горстью родной земли и образком они образовывали так называемый охранительный комплекс.
Во время Великой Отечественной войны многие казаки держали семейные молитвенные заговоры в расшитых кисетах, свято веря в божественную защиту.

Гребенские казаки
Гребенцы, начавшие расселяться на Северо-Восточном Кавказе в XVI веке, строго придерживались основ христианской веры своих отцов. Во времена, когда на новом месте жизни и службы ещё не были возведены храмы, казаки для проведения совместных обрядовых ритуалов собирались в одном из домов, считавшимся молельным.
Из-за отсутствия духовенства, имевшего право совершать церковные таинства, гребенцы на первых порах применяли альтернативное богослужение. Так, самый главный для самоидентификации любого казака, обряд Крещения проходил в водах реки Терек, при Причастии каждый мужчина прикусывал конец своей бороды, считавшейся священной, а обряд Покаяния заменялся на самопокаяние.

Поскольку всё их бытие было пронизано религиозностью они, на протяжении столетий тесно контактируя с мусульманскими народами данного региона, всё же сумели сохранить в чистоте свою веру.

Не отреклись от её основ гребенские казаки и после случившегося во второй половине ХVII века церковного раскола. Продолжая в строгости соблюдать и исполнять религиозные обряды своих предков, они не участвовали в политико-церковных диспутах между сторонниками Никона и раскольниками, стоя на том, что ничего не прибавляя, не убавляя исповедуют веру, доставшуюся им от дедов и отцов.

Отстаивая собственную самобытность, они продолжали креститься двумя перстами, совершали Крестный ход по солнцу (посолонь), молились по старым церковным книгам.

В действиях гребенцев не было ни антиправительственного, ни антипатриаршего подтекста, просто они продолжали молиться и служить Господу по унаследованным раннехристианским канонам, всячески стараясь держаться подальше от наводнивших Кавказ раскольников.

Дистанцируясь от последних, гребенские казаки часто повторяли, что право на «старую веру и двуперстное крещение» им за доблестную службу Отечеству даровал император Пётр I.

Кстати сознавая ведущую роль гребенцев в деле защиты южных рубежей Российской империи, власти сквозь пальцы смотрели на их приверженность старообрядству и не пытались преследовать или насильно склонять к принятию официального православия.


Яицкие казаки
Куда печальнее складывалась судьба уральских казаков, которые, не желая изменять своим старообрядческим убеждениям и активно принимая в свои ряды раскольников со всей России, настроили против себя правительство страны, не раз устраивавшего на них гонения.

Отказываясь подчиняться официальной церкви, яицкие казаки бунтовали всякий раз, когда им запрещали молиться в молельных домах, призывая посещать православные храмы. Местные атаманы были против сооружения церквей, поскольку в рядах яицких казаков, помимо разного рода староверов, таких как поповцы и беспоповцы, дырники и тимофеевцы, служили ламаисты и мусульмане.

Признавая право человека на свободный выбор веры, уральцы уважали традиции приверженцев других религий, и всегда повторяли фразу: «У них — своё, у нас — своё, а государство — то общее, поэтому и общей службе разница верований не мешает».

Чтобы как-то урегулировать ситуацию, в 1800 году император учредил старообрядческое направление единоверие, при переходе в которое казаки получили право сохранять древнерусский уклад жизни, вести богослужение по дониконовким книгам и обрядам, но подчиниться Русской православной церкви.
Среди яицкого казачества единоверие вводилось насильственными методами, а тех, кто сопротивлялся молиться в храме по заветам предков, отправляли в ссылку.

via


Tags: война, смертная казнь, смерть
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo dmgusev april 13, 2014 10:01 24
Buy for 100 tokens
Дмитрий Гусев, председатель наблюдательного совета Бакстер Групп. Как появилась Bakster Group, какую роль вы играли в ее создании? Бакстер Групп – это организация, которую создавали четыре человека – Олег Матвейчев, Ренат Хазеев, Сергей Чернаков и Дмитрий Гусев. Мы вчетвером…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments