Гусев - человек, который говорит правду (dmgusev) wrote,
Гусев - человек, который говорит правду
dmgusev

Categories:

Феврония: почему ее подозревали в колдовстве



В 1547 году на Московском церковном соборе состоялась канонизация святых благоверных Петра и Февронии. После канонизации Московский митрополит Макарий поручил Ермолаю Прегрешному, известному русскому писателю и публицисту XVI века, сделать литературную обработку устной легенды.

Ермолай Прегрешный, более известный как Ермолай - Еразм, современник Ивана Грозного, создал «Повесть о Петре и Февронии» (полное оригинальное название «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еуфросинии»), которая является памятником древнеруфсской агиографической литературы XVI века. Повесть написана на старославянском языке и имеет несколько литературных переводов

Давид и Ефросиния - это имена, которые святые Петр и Феврония получили на закате жизни, при постриге в монахи (ранее постриг в монахи у престарелых супругов считался праведным и логичным завершением жизненного пути). Поэтому при вспоминании о благочестивых супругах встречаются обе пары имен (в летописях употребляется пара Давид и Ефросиния).

Согласно летописям, незадолго до начала княжения Петр (второй сын Муромского князя Юрия Владимировича) заболел страшной болезнью, тело его было покрыто язвами, и никакое лечение не помогало. Предполагается, что князь был болен проказой. Однажды во сне Давиду Юрьевичу было видение, о том, что под Рязанью, в деревне Ласковая, живет юная девушка по имени Феврония, которая одна может его исцелить. Дева была дочерью бортника, хорошо разбиралась в травах и была мудра не по годам. К ней и обратился за помощью будущий князь Петр. Он пообещал жениться на ней, если она его исцелит — так и случилось.

У Февронии был ручной заяц, что часто отражается в иконах. Когда к ней, в крестьянский дом в селе Ласково близ Рязани, впервые приехали гонцы князя, они увидели такое зрелище: за ткацким станом сидела дева и ткала холст, а перед нею скакал заяц. Став супругой князя, Феврония не оставила народного обычая собирать крошки после трапезы - для зайца. Но в средние века кормление зайца (а также змеи, жабы и др.) могло вызвать подозрения в колдовстве.

Повесть о святых Петре и Февронии рассказывает: «Однажды некто из прислуживающих княгине Февронии пришел к благоверному князю Петру и наговорил на нее: «Каждый раз, - говорил он, - окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!» И вот благоверный князь Петр, желая ее испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку свою. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав ее, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он ее больше никогда не испытывал».

Возможно, чудо превращения крошек в церковные благовония не только оправдало деревенскую привычку Февронии, но и спасло от подозрений зайца благоверной княгини. Как известно, бесы бегут от ладана и фимиама. Следовательно, заяц Февронии не был связан с магическими ритуалами. Церковь прославляет Петра и Февронию как «обычаев злых и суемудрий языческих искоренителей».

Святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Феврония поддерживала и утешала мужа. И тогда город Муром постиг гнев Божий. Вскоре приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе с Февронией. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце.


Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Петр и Феврония и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час 25 июня 1228 года, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

via


Tags: вера, люди, церковь
Subscribe

promo dmgusev april 13, 2014 10:01 24
Buy for 100 tokens
Дмитрий Гусев, председатель наблюдательного совета Бакстер Групп. Как появилась Bakster Group, какую роль вы играли в ее создании? Бакстер Групп – это организация, которую создавали четыре человека – Олег Матвейчев, Ренат Хазеев, Сергей Чернаков и Дмитрий Гусев. Мы вчетвером…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments